Быть матерью

Ей тоже не рождаются после родов ребенка, ей становятся. Причем скрупулезно, осознанно и бесконечно. Ей можно становиться всю жизнь., весь путь человеческий, меняя формы и роли.

Я все чаще задумываюсь, что же это такое – быть матерью, я нахожу это в своих инстинктах, в поведении животных, в счастливых глазах детей и в движениях, интонациях, мимике разных женщин. Я попробую сформулировать то, что я пока нащупала. Мне это важно.

Безопасность.

Это один из китов, на котором обязательно базируется планета-человек.

Это чувство, что мама придет, помощь придет, утешение, выход всегда найдется. Это своевременный и адекватный отклик на потребности ребенка. Вот это чувство – мама ЕСТЬ, она никуда не денется, даже если ее нет рядом. С утробы – в слинг, кожа к коже, не расставаясь даже ночью, не уходя из комнаты, открываешь глаза – а она рядом. Стоит только пискнуть – и она появляется и помогает, потом – даже когда один – живешь на этаких солнечных батарейках, которые своим теплом зарядила мама.

Иногда я говорю сыну, что я всегда рядом, даже когда меня не будет, я у него в душе. Мне кажется, он понимает меня, потому что успокаивается.

Чувство, что мир наполненный. Просто потому что в нем-в тебе есть мама.

Безопасность через приятие ребенка. Мир любит его – такой посыл.

Не разделение его на хорошего или плохого, сложного или простого, доброго или злого. Можно вычленять чувства, можно определять словами поступки и эмоции, но не самого человека. Человека надо любить всегда, быть готовым принять в объятия всегда, если он попросит. У него должно быть чувство, что ему МОЖНО быть любым. И что это нормально. Что нормально чувствовать что угодно. Особенно это касается “негативных” чувств или поведения, на которое у самого родителя зацепка из детства. Этот пункт наиболее часто пересекается с гордыней, с шаблонами в родительской голове, собственными страхами.

Мама приголубит, мама успокоит, мама всегда поймет.

Часто напоминаю себе – у ребенка нет задачи меня довести, или навредить мне, он не делает на зло, не манипулирует, не капризничает и не ленится. Он искренен, и на любое поведение есть глубокие причины.

Безопасность через предсказуемость.

Мама резко не закричит, не разгневается непонятно почему, не ударит. Вальдорфская философия о ритмах в течение дня, недели, года – близка мне и кажется идеально применимой к ребенку для того, чтобы ему быть спокойный, здоровым, уверенным в себе и в мире.

Безопасность дома. Это “там” в школе, саду, на площадке осудят и засмеют, пристыдят или съязвят – дома все – на твоей стороне априори, дом – защита. Это там – привидения и пираты за окном, дом – укрытие.

Рой сейчас в своих играх все время проигрывает эту тему. На дом нападают разные чудовища, и он то прячется под одеялом, прижимаясь ко мне, то рьяно защищает.

Структура.

Мама формирует. Показывает, как выходить из сложившихся ситуаций. Мозг сам их классифицирует, но модели поведения остаются.

Как справиться с сильными чувствами, проговорит цепочкой как они возникли, даст им название и поможет их направить в нужное русло.

Четко обозначит границы.

И при этом даст свободу, доверяя ребенку, ведомая им, мягко направит на развилке.

Мама подскажет, что вот эта усталость и плаксивость – это желание спать. Что этот гнев на брата – потребность в любви мамы, что это бесешество по квартире – просто желание погулять.

И еще уют, то что я называла муми-мамством.

Пирог с молоком в дорогу.

Сухая, теплая и чистая одежда.

Красивый дом.

И много объятий и выражений любви.

РЕБЕНОК (НЕ) ИГРУШКА.

Хочу поспорить с Фрицем Моргеном . Он говорит, что дети – это игрушка родителей.

Ребенок игрушка с точки зрения самого ребенка. Он вверяет себя в наши руки, как в океан, и мы формируем его, его самооценку, веру, установки, умение выстраивать отношения с людьми… Распоряжаемся им. Мы – такие огромные, мы всемогущие в его глазах. Всезнающие. Властные. Быть ребенком – так страшно, это просто кошмар. Тебя рожают, тебя кормят когда захотят, удовлетворяют твои потребности пописать-покакать когда и как захотят. Захотят возьмут на руки, захотят положат в другую кроватку на край света – в другую комнату. Захотят купят предел мечтаний- игрушку, захотят – откажут. Тобой манипулируют, решают свои взрослые комплексы, свои семейные отношения. Над тобой эксперементируют, на тебе ошибаются. На тебе учатся. Зеркало – это раб. Оно беспрекословно отражает все, что только мы захотим, все наши красоты и уродства. А ребенок – это зеркало.

Но для родителей ребенок должен быть учителем, не игрушкой. Ребенок учит всему тому, что ты не выучил с собственной матерью. Учит любить. Доверять. Не ограничивать свободу. Зеркалит наши слабости и комплексы, высвечивая их острыми углами до тех пор, пока мы не вырастем, не изменим свое поведение. И только когда мы осознаем, что мы сами – зеркала своих родителей, мы перестаем быть детьми, мы взрослеем. Ребенок в нас начинает расти.

Вот ведь какая интересная штука получилась: мы необдуманно мыслим, что ребенок – игрушка, а мы учителя его, а ведь он учитель.

Это такое заблуждение – считать, что в игрушки малыш играется, бездельничает. Но игрушка всегда учит, несет свои педагогические задачи. Игрушка – это макет, прообраз того, что есть в реальной жизни, этакий тренажер разных определенных навыков.

Я тоже в беременность ответила на вопрос – зачем дети? – для радости. Для взаимной радости, хочу добавить теперь.

Ну, и напоследок. Хорошо сформулировала тут в разговоре.

Идеальной мамой быть невозможно, иначе ребенок ко мне не пришел бы. Ведь приходит он сюда получать свои уроки, и в первую очередь от меня., через мои ошибки, которые именно ему нужны, необходимы для развития его духа.

я столько чувствую в себе подводной нежности, плавности, тихости. а как ни возьмусь рисовать повседневность – так четкие яркие штрихи, сочные, резкие.

АПД. Решила добавить. Ребенка нужно _беречь_. Беременная – берегиня, создавать берега ребенку, опорные, где можно передохнуть от течения жизни. Он еще хрупкий, неоформившийся, не готовый к полноценным столкновениям. Я проигнорировала сначала этот пункт, потому что он чаще всего приносит ребенку больше вреда, чем пользы. Ведь мы “лучше знаем, что тебе нужно”, или вот эти сплошные перекутывания, тридцать три ритуальных дейсвтия, выдуманных и усложнивших все и вся по поводу купания\гуляния\кормления\воспитания ребенка. Или наоборот, закаливания и неприучивание к рукам, чтобы рос сильным изначальным.

Очень сложно вычленить и ощутить что же на самом деле значит беречь.

Когда я родила Роя, у меня много внимания ушло на отсеивания ложной заботы о ребенке, я настолько акцентировала внимание на том, что он такой же человек как и мы, что совсем исключила и адекватную бережливость.

Чужие глаза, руки, энергетика. Повышенная, чем у взрослых, эмоциональная утомляемость. Консерватизм детей.

Если вам есть, что добавить, добавляйте.

Теги: растем,

Похожие записи

Нет комментариев

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.