Глаза матери. Свидетельствование и наблюдение

Мишель Оден много говорит о негативной роди свидетельствующего в родах. Среди главных факторов, влияющих на то, чтобы женщина могла полностью погрузиться в свой инстинктивный процесс, он называет наблюдение. Если женщина чувствует, знает, что на нее смотрят, она уже напрягается, меняет свое поведение, не может быть до конца свободна в своих проявлениях, начинает думать, оценивать, анализировать, а как она выглядит, а можно ли себя так вести и тд.

Я много думала про это все годы своей практики сопровождения в родах.

Если так, тогда зачем доула?

Действительно ли акушерка должна быть незаметной, “вяжущей в углу”?

Насколько это не утопическая идея – быть прозрачной, нейтральной в родах?

И вот что надумала я.

Нейтральной быть на родах – невозможно. Это все ужимки и прыжки беспокойного горделивого ума. Каждый человек – энергия, даже если он уже не в теле, что уж говорить о проявленных) Мы чувствуем тех, кто не рядом, но просто думает о нас. Неужели ж на нас никак не повлияет человек, находящийся в непосредственной близости?

Если на родах есть женщина рядом – акушерка то или доула – сейчас, кстати говоря, неважно – у нее есть Глаза. Она ими смотрит.

И это – огромное действие. Но – оно может иметь совершенно разные векторы: целебный, поддерживающий, живящий и деструктивный, тормозящий, подавляющий.

Одни глаза – наблюдателя. Не того, прекрасного-внутреннего, про которого я тут давече писала. А вполне себе наружнего – вернее, сидящего внутри другого человека. Запутала вас? )) Наблюдение в глазах другого человека в самом прямом смысле слова. Оценочное.

Идет все в связи с его ценностями в голове – хорошо, глаза будут доброжелательными, приятными. Но напряжение в них все равно будет – отслеживающее, боящееся пропустить что-то, пусть даже или особенно даже самое мелкое, но значительное. Этим глазам надо – соответствовать. Им нужно – доказывать. Им хочется – нравиться. Быть хорошей роженицей, стойкой женщиной, красивой и сексуальной богиней-землей, дающей жизнь, прилежной ученицей, сдающей экзамен своей акушерке с курсов – о том, какая она сильная и не то что та, “из примеров”.

В этих глазах нет “пустоты” (empty) – той пустоты от своих мнений, представлений, страхов и идей, которая бы позволила бы им просто – видеть, просто смотреть и да, … свидетельствовать.

Свидетельствующие глаза – другие. Они могут быть прямо-таки необходимы – вообще говоря, человеку-то они очень нужны. Эти глаза – копилка. Ты видела, какая я молодец? Ты видела, как сильно мне больно, каким трудом мне достается ребенок? Ты видела, что я боюсь? Ты видела, как у меня получилось справиться Ты видела, как я отчаялась и уж было думала – отступить? Ты видела – как я рычала и в ярости любви приводила сюда дитя?

Эти глаза – на них можно опереться. Они разделяют, принимают, следуют за мной – радуются, восхищаются, сострадают, замечают – они не безразличны, но они свободны от эго. И в то же время – свидетельствование теплое возможно только из человеческой, самой гуманистической нашей части, из включенности. Из разшения себя быть полным – собой – рождаются глаза – понимающие (а даже уже не допускающие), что есть – полная себя – ты – любая.

И знаете в чем главный секрет этого текста?

Что эти глаза – прежде всего – внутри самой роженицы. Я и ты – мы можем смотреть на нее любыми глазами. Я могу любить ее каждым лучиком вокруг каждого моего глаза – но если ее мать была холодной и условно любящей, мои лучики вокруг глаз – станут для нее пронзительными стрелами, от которых опасно и хочется уворачиваться также, как женщина в цирковом номере от ножей метателя. И тогда тело будет принимать искареженную, напряженную позу, и тогда ей будет больно и вправду – душе и телу.

Я могу сидеть нога на ногу, нервно подергивая мыском – так-так, ну сколько там времени уже прошло, но если рожающая женщина – была вылюбленной, прогретой солнечной мамой, она увидит в этом только мой задор.

Велика сила проекции. Особенно в родах.

Когда-то давным-давно, еще до появления медицины, рядом с женщиной на родах была старшая женщина в роду или племени – Большая Мать. Стоит ли говорить про этот архетип подробнее? Это та, что имеет многократный опыт рождения своих детей, та, что мудрая, покрывающая, мать – в сконцентрированным, утрированном виде.

Прошло тысячи лет. Рядом с женщиной на родах появились врачи и акушерки, мужчины и женщины, мужья, подруги, сестры, специально вытворенные нездоровым устройством общества – доулы. Но…
Рядом с женщиной на родах по-прежнему сидит Мать. Этот перенос срабатывает всегда на главного сопровождающего в родах. Женщина видит материнскую фигуру – в женщине-враче, ведущей ее роды, в акушерке, в доуле, в своей подруге, муже. Главный, кто рядом с ней, на кого она опирается, – это мать.

Матери бывают разные, и наши взаимоотношения с ней тоже. И в зависимости оттого, какая схема отношения между дочерью и матерью в жизни, бессознательная, такой и будет перенос на присутствующего рядом: чаще всего на акушерку или доулу.

Понятное дело, что за 20ый век мы и помыслить особо не можем, что присутствующий рядом человек в роли матери может смотреть на нас как-то иначе, чем “разделяя”: хорошо-плохо, норма-патология, поддерживаю – спорю и продавливаю.

Но архитипическая мать – она другая. Ее глаза – щедры и мудры, в них все женщины мира, однажды приведшие в мир нового человека. Это самая большая в мире Матрешка – Бесконечная.

Мы раписываем Матрешку. Мы решаем – какими будут ее глаза – каждый из нас – ты и я – там, в родах, – рисуем эти глаза – изнутри.

Теги: роды,

Нет комментариев

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.