Гигиена души ребенка

Так же, как мы заботимся о комфорте тела доверенного нам человека, так же мы должны заботиться и о гармонии его души. Часто мы понимаем это превратно, вламываясь в душу ребенка как в свой дом, пытаясь расставить “вещи” там по своему разумению, оценивая его вкус и навязывая свое мнение о том, что и как там должно быть. Но мы в душе своего ребенка лишь временные уборщики, которые не должны менять интерьер, оценивать его содержимое, но должны наводить чистоту там до тех пор, пока наш человечек не научится делать это сам.

Наша задача не загонять душу ребенка в рамки, обозначая, какие чувства хорошие, а какие плохие, что нужно чувствовать, а что нельзя и в соответствии с этим навязывая, как нужно поступать. Ведь поступки – результат решений – решения основывается на ходе мыслей, чувства рождаются ходом мысли. Нам не нужно формировать ход мысли, влиять на решения, потому что таким образом, они, не рожденные самим ребенком, могут идти вразрез с чувствами. Так человек теряет связь со своей душой.

Главное, (для меня), чему нужно научить человека – быть счастливым, жить по душе. Вернее, постараться максимально не исказить то, что есть по сути изначально. Нужно научить его независимо оттого, что снаружи, иметь гармонию внутри. Первое, чем мы это делаем, безусловная любовь. Второе – гигиена души, вместо воспитания. Растить, что есть, а не ломать, сажая свое, искусственное.

Гигиена души – по сути активное слушание : )Мы помогаем ребенку осознать себя, решить свою проблему, не нарушая связи между его сердцем и умом. Учим анализировать ситуацию и находить такой выход, в котором не блокируется либо душа – с ее чувствами и желаниями, либо разум – с тем как надо поступить, вопреки чувствам.

Мы активно слушаем, что это такое – ссылки на книги в конце поста.

Но главное:

Мы переводим проблему ребенка на язык чувств, стараясь дать понять ему, что он чувствует. Назвать. (Здесь важно не смалодушничать, и не подменить то, что мы хотим, чтобы он чувствовал, на то, что есть). Таким образом мы

– учим его осознанию своих переживаний

– учим их выражать. Потому что называя их, мы признаем их, даем им право на существование. Точка отсчета, от которой можно двигаться.

Мы молчим. Слушаем, что скажет ребенок. Возвращаем ему его ход мыслей, просто, может быть, в более точной сформулированной форме (учим формулировать свои переживания и суть проблемы, определять корень проблемы, задачи, ставить себе правильные вопросы). важно! не искажать сказанное ребенком, а именно переводить.

Ребенок сам выйдет на решение. Нам важно здесь доверить ему решение из проблемы. Не навязать свое.

Так он учится сам находить выход из сложившейся ситуации, пробует себя. И не нам решать, верный его выбор или нет. Цепочка его выборов – это его путь, его диалог с Богом.

В дополнение. Я поняла, что мы все время куда-то спешим, и с детьми тоже. На такие разговоры, когда есть проблема, у нас тоже “как бы” нет времени, мы стремимся достичь результата, побыстрее – подсказать, что сделать, навязать, приказать, отвлечь, переключить внимание, опять же учим бегству из настоящего, и от настоящего себя. Достичь желаемого результата снаружи ценой отсутствия результата внутри, в душе.

Но я уверена, что когда есть результат внутри, в душе, результат снаружи всегда будет верным. Даже если не сразу. Но душа человека добрая по сути, стремящаяся к свету, а уж детская – тем более. И даже если снаружи – пока – решение на _наш_ взгляд недоброе, несветлое, смотрите в себя, почему ребенку _больно_, что он компенсирует такими решениями, смотрите на его ход мыслей, откуда он взялся? что он отразил того, что изначально было в вас?

И еще, про спешку. Мне часто говорят, что на вот такую гигиену души вечно не хватает времени. Но все дело в приоритетах. Если на первое место поставить состояние души, а не материальных дел в вашей жизни, то на самом деле хорошо будет и там, и там, а не нигде.

Активное слушание:

Родоначальник теории – Томас Гордон “Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях чувство ответственности”

Адель Фабер, Элейн Мазлиш “Как говорить, чтобы дети слушали, и Как слушать так, чтобы дети говорили”

Юлия Гиппенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”

Нет комментариев

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.