Какая я доула? Часть первая

Какая я доула? Часть первая | Океан в бутылке

Меня не было в этом профессиональном поле практически полностью на протяжении 4-х лет. Когда я помышляла вернуться, я в том числе утыкалась в некий кризис идентичности себя в профессии, а это, как мне теперь видно, происходило в связи с определенными мифами и сложившимися паттернами восприятия профессии доула в русскоязычном пространстве.

Переосмысливая их, я формулирую и то, какова я.

ЧАСТЬ 1

В современном доульстве в России, а также Беларуси и Украине, как мне видно, широко и общими мазками представлено две разновидности доул: медика-направленные и эзотерические.
Сейчас поясню.

Первые доулы сформировались как будто от противного. Такова особенность возникновения доульства в России, что доул первое время, да и до сих пор местами, ассоциируют в первую очередь с домашними родами. Так вышло, что слово «доула» прозвучало впервые в сообществе «соло-роды» еще в жж, а первые доулы — сами были очень про естественные, и потому домашние роды. (Машу рукой!)

В сознании не сильно разбирающихся в тонкостях профессии людей, слово «доула» как-то связано с повитушеством, травами, естественностью, а значит, к этому автоматически присоединяется и тот страх, отвращение и унижение, клеймо сумасшедших и безграмотных, с которыми встречаются все женщины, выбирающие домашние роды.
А профессия доула — действительно много шире родов в каком-то определенном месте. И сопровождение и поддержка женщины возможна и в роддоме, и при кесаревом сечении.

Для того, чтобы доул в перинатальной среде стали воспринимать всерьез, особенно среда роддомов и клиник, доулам, будто бы — пришлось прям тщательно, последовательно, громко открещиваться от всего, что связано с тем, что хоть как-то связано с домашними родами. Чтоб ни в коем случае не заподозрили их в ведьмовстве. И язык таких доул стал максимально научный, напичканный исследованиями и статистикой. Хочешь дружить с врачами — говори на их языке.
Также громко и подчеркнуто многие доулы стали писать о том, что они НЕ сопровождают в домашних родах, что они точно-точно принимают любые роды, поддерживают женщину в любом ее выборе, и нормально относятся и к кесареву сечению, и к эпидуральной анестезии, и что там у нас еще регулярно бьет в комплекс неправильно рожающей матери.

Вторая же половина доул так и осталась далекой от всей этой дружбы с роддомами и капельницами, и совсем легально ушла в духовность. В предъявлении себя через тексты у таких доул сквозит метафизическая семантика, там часто встречаются всевозможные высокие слова, даже написанные с большой буквы, чтоб точно быть повыше — о Роде, Предназначении Женщины, Любви, Свободе, Карме, Уроках, Пути и проч, и проч, что всяко отваживает человека заземленного и далекого от меташизы.

Я же почувствовала, что мне будто бы «некуда» возвращаться.

Я точно не та доула, что принимает любые роды, готова подтверждать свою неуверенность в себе и право на существование цифрами, фактами, научными исследованиям, статистикой и регламентацией, что любые роды —прекрасны.

Мне лично близки исключительно естественные роды, и лучше всего — домашние, а самые любимые — так вообще соло. И хоть я действительно вижу роды — инициацией в жизни женщины, а происходящее в них — влияющим и отражающим ее отношения с ребенком, с собой и миром, но от этого мне совершенно точно не хочется автоматически быть занесенной ко второй категории, что про мистику и эзотерику.

Если попробовать сказать грубо, то первая категория доулы-медики, вторая категория доулы-эзотерики, ну а я тогда — доула-психотерапевт.

Мне близка опора на реальность, связанная как раз с исследованиями и научными фактами, чтобы быть приверженцем естественных родов, хотя я так устроена, что никогда не запоминаю ни цифр, ни городов, ни фамилий, а просто уясняю для себя вывод таких исследований, с ним и живу. А почему-кто-когда это доказал мне становится неважно, я больше про практику, чем теорию.

Я ощущаю роды как важнейшее событие в психической жизни женщины, меняющее ее идентичность, могущее стать шоковой травмой в той же степени, что и тем ресурсом, что окажут сильное влияние на ее отношения с собой, с другими людьми, с Богом и миром, с членами семьи, и главное — с самим ребенком.

Я вижу в них и процессуальный контекст, в котором роды являются каналом мира, отражающим неприсвоенные части, теневые, самой женщины и семейной системы в целом.

И вижу психотерапевтический контекст, где роды актуализируют ведущие травмы в психической структуре женщины, и оказывают влияние на формирование психической структуры ребенка, отвечая ему на вопрос — о праве существования здесь.

Роды — как часть формирования привязанности, и отнюдь не ребенка к матери, о чем уже слава богу говорят много и широко, а главное, матери — к ребенку. И камертонить, чувствовать, держать линию по возможности здоровья в беременность и родах мне хочется именно в этом разрезе. Я — про это.

И уже это задает тон моего сопровождения, акценты, приоритеты и ценности, связанные с выборами на пути, поиском опор и поддержкой.

Теги: доула,

Нет комментариев

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.