Конструктивная критика – это миф.

Конструктивная критика – это миф.
Или все, что нужно знать Об отношении к критике.

Случалось вам слышать такие слова: “Милая, не надевай короткую юбку, не позорься, у тебя ужасные ноги! Ну что ты куксишься? Я же тебе только добра желаю, а кроме меня тебе правду никто и не скажет!”
Случалось ли на попытку осадить такого агрессора в овечьей шкуре услышать обвинение в неблагодарности и гордыне?
И на какой стороне в результате – оказывались вы: отворачивались от “доброжелателя” или от себя?

Давайте поговорим об этом, последовательно разоблачая навязываемые нам идеи, смысл которых – подавить нашу силу.

🔷 Критика субъективна

Когда нам высказывают критику, а мы прислушиваемся к ней, это связано как будто с идеей что-то изменить, сделать лучше.
Но на самом деле – любое мнение о нашей проявленности, будь то работа, творчество, или творчество быть родителем или супругом – любое – является лишь мнением, преломленным через фильтр восприятия одного-единственного человека с его опытом, ограничивающими убеждениями, ранами и страхами, ценностями и идеями о том, как правильно. И этот единственный человек – не бог, не истина в последней инстанции, а просто отдельно взятая единица.
И вы для него как ассоциативная карточка, на которую проецируется то, что внутри него самого.
Знаете ведь как это устроено? На одной и той же картине – разные люди увидят совершенно разное. То есть изображение -то одно, статичное. А то, как оно будет -увидено – зависит от смотрящего. И это разное – будет лишь тем, что есть в нем самом. На этом зиждется притча о стакане наполовину пустом или полном.
Мы легко понимаем это на предмет абстрактной картины, но нередко, к сожалению, сливаем это ко всем чертям, когда речь идёт о нашей “картине”, нашем творчестве – каким бы оно ни было.
Это первое, что нужно всегда держать в голове, когда вас критикуют. Что

👉 это всего лишь мнение. Другому человеку это же самое может понравиться. И критик может ошибаться.

Да, кстати, а что значит “ошибаться”? Кто это решает?

Вы.
👉 Только вы решаете, что и как правильно или неправильно, хорошо или плохо в ваших проявлениях.

И это второе, что нужно усвоить в пункте о субъективности критики.
Именно потому, что нет ни одного достаточно достоверного источника правильности, поскольку все разные, самое достоверное – это просто быть собой. Это единственный способ услышать правильное, то самое – Бог. Внутри самого себя. В каждом из нас есть этот голос-камертон, сверяясь с которым, мы и сами отлично знаем, что у нас превосходно выходит, а что пока не очень. И что нужно сделать, чтобы стало лучше, и почему сейчас сделать лучше не выходит. Только эта “критика” является голосом правды. Нашей внутренней правды, и никакой другой правды больше не существует.
Хоть добросоветчик и апеллирует словами “кто ж тебе ещё правду скажет”))).

Не переживайте, что “занесётесь до небес”, в каждом из нас ко всему прочему живет внутренний критик-фашист, куда покруче этого добросоветчика(( и нам бы очень постараться расслышать тихий и нежный внутренний голос истины – камертон.

🔷 Критика бессмысленна
“Ты не 100$, чтобы нравиться всем”. Всегда будут те, кому ты нравишься, и те, кому нет.
Это нам всем понятно, конечно, но вот какой практический вывод из этого стоит присвоить себе как ресурс.

👉 Нет никакого смысла прислушиваться к критике с точки зрения улучшения себя и своих проявлений – поскольку это превратит тебя не более чем во флюгер, убив при этом всю ту индивидуальность, за которую ты нравился тем, кому нравился.
А те, кто критикуют – так ты им уже не нравишься 😉 правда)) хоть это и горьковатая правда.

🔷 Критика агрессивна
Вы когда-нибудь задумывались, а с какой целью – критик критикует? В чем истинный, а не провозглашаемый мотив критики? Он это сообщает вам, чтобы – что?

Вспомните себя в ситуации, когда вы выдавали своё неприятное ценное мнение без запроса, что двигало вами? Точно ли забота? Или под ней копошилось что-то липкое, подначивающее, желающее испить кровушки?
Что вы ожидаете услышать в ответ на критику?

За критикой всегда стоит желание унизить. Возможно, это нужно для возвышения себя за счёт другого. Для попытки вернуть себе внутренний статус-кво, реабилитироваться в собственных глазах. Из зависти чему бы то ни было рождается критика.
Критика – это скрытая агрессия в сторону вас, если снять блестящий фактик спасательства в виде раскрываемых на правду глаз и попытки сделать лучше.

👉 Цель любой критики – сделать больно и хуже.

Потому что именно так нам становится после критики, не правда ли?
В худшем случае – нам стыдно. Это если мы забыли свериться с собой и задать себе вопрос, примеряя критической замечание на себя – я правда так делаю? Стыд – это аутоагрессия, часто рождаемая у хороших мальчиков и девочек из страха направить агрессию не на себя, а на источник – на другого.
И да, в лучшем случае на критику – мы злимся.

Но злости этой привыкли не доверять.

🔸Ведь что мы слышим чаще всего, если осмеливаемся злость предьявить, вставая на защиту себя?
Правильно! “Ну и гордыня же у тебя! Критику надо принимать с благодарностью!”

И вот скажу вам как психолог:
1. Нет ни одной инструкции на что и как мы должны реагировать. Чувства возникают непроизвольно, ими невозможно управлять, и его они являются нашей сигнальной системой. Страх – об опасности, симпатия – о сближении, а вот злость – о нарушении наших границ и обесценивании.
По сути призыв быть благодарным за критику и осуждение за злость, штампованное словом “гордыня” – не что иное как газлайтинг, модное нынче слово. Когда тебя призывают проигнорировать сигналы своей души, связь со своим камертоном, со своими ценностями и чувствовать и делать так, как это удобно другому. А другому удобно – чтоб вы исчезли 🙂 конкуренции меньше, чо.
Но если не называть чувство сопротивления на критику гордыней, если поверить тому чувству, злости ли или состояния, будто кошки в душу нассали – то это и будет истинным отражением того, что случилось: вам в душу и вправду нассали, какая уж тут благодарность.

2. О гордыне. Гордыня – это когда ты ставишь себя на место Бога. Не прислушиваешься к богу внутри себя – то, что я называю native, зов души, камертоном, – зная, что у каждого он индивидуальный, а именно что считаешь себя им.

👉 Так вот в ситуации критики – критик, конечно, проецирует, и это его гордыня шкалит ой -ёй…

Посудите сами, ведь позиция критикующего явно претендует на роль Бога, которому все видно и видно как правильно. На позицию старшего, знающего, как лучше. Позицию, подразумевающую, что его мнение точно правильно, а твоё – нет.

И ещё важное:
🔷 Что бывает конструктивным и реальным:

🔸Когда зритель голосует ногами.

Иными словами вообще никто не приходит, не покупает или вдруг перестали приходить и покупать. Вероятно, есть тут какая-то причина, и мнение большинства. Возможно, его стоит узнать и прислушаться.
И! Если ответ вам откликнется – мол, да, что-то я налажал тут, – изменить что-то.
А если не откликнется – и такое может быть! – тогда … стоит поменять аудиторию!
Помните, я говорила, всегда найдутся те, кому откликнется то, что и как вы делаете, и те, кому нет. Так вот – может, просто пришло время пойти искать ту вторую половину планеты людей?)

Например, да, мои тексты длинные. И я точно знаю, что есть люди, которых это отталкивает. Сверяюсь с собой и понимаю – длинный текст – защита от дурака 🙂 и продолжаю писать длинно – в конце концов, это я. Мой размер, а количество лайков, комментариев и подписчиков мне поддержка.

🔸Когда критика случается по запросу.

Вашему запросу.
И то – если ее форма я-сообщений, то есть человек говорит о том, какова ему ваша работа, как она – ему- откликается, подразумевая или даже прямо говоря, что это его мнение, и для другого это может быть иначе.
Согласитесь, есть разница: “Твои тексты слишком длинные. Думаю, тебе стоит писать короче”. И “Мне неудобно читать длинные тексты, это моя особенность восприятия, мне было бы легче, если бы они были разбиты на части”. И “Знаешь, твои тексты читать вообще невозможно! Надо же и о других думать! У тебя клиенты – мама с маленькими детьми, когда, по-твоему, им выкраивать время на такие лонгриды? Вот у меня всегда посты короткие, потому что я понимаю формат фб!” И “С детства ненавижу длинные тексты(( я даже войну и мир из-за этого не асилила))) зато я научилась разбивать их на кусочки и читать по чуть-чуть. Может, тебестоит делать двойной абзац для легкости восприятия?”
Увлеклась примерами. Но главное в них – тональность. И эту тональность мы считываем душой, камертоном и нюхом, которыми не стоит пренебрегать. Это наша природа, и чем больше мы доверяем себе, этому голосу внутри, тем сильнее наша сила, тем ярче наше свечение.

Сияйте!
#okean_v_butylke (c)

Этот текст – написан в рамках подготовки и анонсирования нашего с Мирта Гроффман курса-вдохновения о творчестве “Признание силы”, к которому вы ещё успеваете присоединиться по самой ранней цене.
Подробности по ссылке – https://www.facebook.com/oleynik.maryana/posts/1679970502049018

💌 Записывайтесь в почту – create.you.power@gmail.com

Нет комментариев

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.